вторник, 21 августа 2012 г.

Почему во время обеда человек не думает о чувствах животных?



Что дает нам уверенность в том, что животные, мясо, которых мы практически ежедневно употребляем в пищу, являются если не примитивными, то уж точно ничего не понимающими и чувствующими существами? Действительно ли все мы, люди, так искренне считаем? Или так просто проще думать?

Большинство людей «жить не может» без мяса, но все ли готовы поразмышлять, откуда же взялось то, что лежит у них на тарелке?  И речь пойдет вовсе не о заслугах представителей  пищевой промышленности, хотя их труд, несомненно, сложен и почетен, а о страданиях несчастных животных: коров, свиньях, кроликов, кур.

Если не учитывать во внимание ежедневные криминальные сводки и хроники, то человек, по своей сути, вряд ли причинит умышленный вред чему-то или, тем более, кому-то. Даже если наличие у животных разума и сознание – одно из наших предположений. Поэтому, согласитесь, за обедом проще не думать о как живут животные на фермах, и какие у них глаза, когда они оказываются на скотобойне. В общем, вегетарианцам известно, как нужно преподнести информацию. С какими оборотами, и в каких красках, чтобы у любого заиграло чувство вины и стыда.

К счастью или, к сожалению, но у людей есть защитный психологический механизм, который не позволяет угрызениям совести и взять над нами верх. Как утверждают австралийские психологи, человек попросту снижает «уровень разумности» тех существ, мясо которых употребляет в пищу. И это не форма мировоззрения и не специальная установка, просто человеку перед едой проще полагать, что у животных, скажем так, невеликий и несущественный разум.
Это некий компромисс между человеческими приступами рефлексии, постоянно возникающим чувством вины и инстинктивными требованиями желудка.

Также существует еще одна уловка. Согласитесь, ведь вряд ли кто-то из вашего окружения скажет, что сегодня на ужин он будет есть корову или свинью? Логично, если это будет говядина или свинина.  А разница в психологическом смысле, разумеется, между словами «корова» и «говядина» очень велика. Ведь корова может чувствовать и страдать, а говядина – вряд ли.

Это свойство нашей психики можно рассматривать с различных точек зрения. Академическая точка зрения акцентирует внимание на сравнении отношений к данному вопросу различных эпох. Например, что поменялось в человеческом сознании относительно данной проблемы со времен первобытного строя.

Этическая точка зрения берет во внимание как попытку человека закрыть на все глаза и не думать о страданиях животных, так и проявление порывов рефлексии. Но не причиняют ли подобные рассуждения и открытия дополнительный стресс? Это, пожалуй, непростой вопрос. И, с одной стороны, вегетарианство совершенно не противоречит этике. Но с другой – а что делать, если в ближайшее время ученые и исследователи откопают что-то вроде чувств и сознания растений?

Комментариев нет:

Отправить комментарий